Среда, 24.04.2024, 02:02

 
Меню сайта

Форма входа

Ссылки на информационно-образовательные ресурсы:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Льготный проезд


Главная » Статьи » Мои статьи

Формы сотрудничества с родителями по приобщению к чтению детей раннего возраста

Во всех развитых странах существуют программы по поддержке и развитию чтения. В России такая программа стартовала в 2006 году. Итоги мониторинга чтения, проведенного в 2008 году, неутешительны. По данным социологов только в 8% современных семей родители читают своим детям книги.

Дошкольный возраст – время активного становления ребенка как заинтересованного читателя. Это требует внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребенком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить родителей в пользе чтения детям, помочь научиться разбираться в огромном книжном рынке для детей.

Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели – воспитанию настоящего читателя. В нашей группе раннего возраста эта цель достигается благодаря использованию таких форм сотрудничества с родителями, как индивидуальные консультации, проведение в течение учебного года семинаров-практикумов по вопросам приобщения детей к чтению, организация фотопрезентаций.

В течение учебного года мы постоянно интересуемся тем, как в семье решается задача приобщения ребенка к книге. Мы обращаемся к родителям с просьбой приносить любимые книжки ребенка для того, чтобы почитать их вместе со всеми, рассмотреть иллюстрации, насладиться произведением. Вечером мы благодарим маму и ребенка за доставленное удовольствие и призываем продолжать эту традицию. Кроме того, если мы читаем, например, сказку «Теремок», то семьям предлагаем принести свой домашний «Теремок». Это является отличным средством стимулирования покупки книги при её отсутствии в домашней библиотеке. В группе мы с детьми рассматриваем каждую книжку, сравниваем иллюстрации, рассказываем малышам о разнообразии изданий.

Родителям предлагаем ознакомиться с советами, посвященными детскому чтению, которые размещаем в папках. Так, в одну помещаем материалы о детских поэтах, писателях, иллюстраторах, об интересных книгах, книжных новинках. В другой папке лежат ксерокопии редких, давно не издаваемых детских произведений, которые родители могут взять домой и почитать малышу. В третью, под названием «Не читайте ЭТИ книги!», помещены детские издания. Причины, по которым мы не советуем приобретать и читать подобные книги, могут быть разными. Мы не рекомендуем читать такие книги, во-первых, если текст является сжатым и не совсем корректным пересказом авторских сказок; во-вторых, если иллюстрации не соответствуют тексту, не эстетичны. Третья причина – это сам автор, которого нельзя назвать детским писателем, а его тексты нельзя назвать художественным произведением для детей. К каждой книге прикреплена пояснительная записка. Уверены, что такое просвещение родителей является действенной мерой в формировании литературного вкуса их малышей.

Был подготовлен и проведен семинар-практикум для родителей по приобщению детей к чтению. На семинар мы пригласили родителей, чьи малыши посещают Центр игровой поддержки ребенка, адаптационную группу кратковременного пребывания и группу раннего возраста, то есть родителей детей в возрасте от одного года до трех лет. Считаем это крайне важным, поскольку мы рассматривали и обсуждали ценности детского чтения с категорией молодых родителей. Именно от них сегодня зависит, будет ли наша страна в будущем читающей страной или нет. Мы рассказывали родителям о значении чтения, качестве современной детской литературы, о формировании круга детского чтения и пр. Уверены, что к концу учебного года нам удастся достичь главной цели этой деятельности: убедить родителей в том, насколько чтение важно в становлении личности ребенка и как важно не упустить время для формирования грамотного, думающего читателя. Первый семинар уже приносит свои плоды: мамы благодарят нас за полезную информацию, задают нам вопросы, сами советуют, что можно почитать малышам, где можно приобрести интересные книги и т. д. Вот некоторые рекомендации из материалов первого семинара.

 

Дорогие родители, задумаемся над тем, что дает ребенку чтение?

1. Хорошо развитая речь ребенка – это: 

один из показателей регулярного чтения;

Большой словарный запас;

Умение грамотно строить предложения;

От чтения зависит выразительность, красота речи. Ребенок эту выразительность перенимает от героя произведения; художественный текст так действует на ребенка, что это происходит совершенно незаметно. Чтение и грамотность языка общества очень тесно связаны.

Чтение развивает интеллект ребенка, дает знания, у ребенка вырабатывается привычка к познанию, он начинает сопереживать героям.

Чтение играет очень важную роль в психофизиологическом развитии ребенка: развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Почему чтение влияет на воображение? У каждого читающего создается свой портрет героя. Сказка дает простор для воображения. Чем больше мы читаем ребенку, тем больше у него развивается воображение. Жизнь ребенка наполняется различными воображаемыми персонажами литературных произведений и это очень здорово! Читающий ребенок – это ребенок, стоящий на пути творческого развития!

Влияние чтения на нравственный уровень развития личности. Чем больше говорить ребенку, чтобы он, например, помогал старшим, тем больше возникает сомнений, будет ли он действительно помогать. В художественном произведении нравственная идея редко подчеркивается. Надо очень хорошо подумать, проанализировать произведение, чтобы обнаружить нравственный аспект.

 

Ребенок как читатель формируется от десяти до тринадцати лет, когда он уже не задумывается о технике чтения. Дошкольник же, прежде всего, слушатель. До десяти лет ребенка нужно всячески поддерживать в чтении; сочетая родительское чтение вслух с самостоятельным чтением произведений.

В течение года в нашей группе проводятся фотовыставки, ставшие традиционными. Большинство детей стремится участвовать в подобных фотопрезентациях вместе с родителями. В этом учебном году были организованы презентации по темам: «Почитай мне, мамочка!», «Моя любимая книжка», «Мы знакомимся с литературой», «Библиотека наших любимых книг». Первые две выставки составили домашние фотографии малышей, две последние – фоторепортажи о нашей профессиональной деятельности в Центре развития.

Уже сейчас мы видим, что наши малыши стали проявлять стойкий интерес к чтению. Они с удовольствием и вниманием слушают чтение книжек в группе и просят читать им дома, самостоятельно берут книги в книжном уголке и рассматривают иллюстрации, «читают» своим игрушкам. Самым радостным является то, что нам удалось сделать своими единомышленниками матерей, которые считали чтение бесполезным занятием и вообще не задумывались над данной проблемой. 

Категория: Мои статьи | Добавил: ADMIN5370 (10.02.2015)
Просмотров: 1440 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [7]
Полезные советы [0]

Поиск

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz