Стиль воспитания ребёнка в семье.
Из трёх ответов на каждый вопрос выберите один.
- Ребёнок капризничает, отказывается есть то, что обычно всегда ел. Вы:
А) дадите ему другое блюдо;
Б) разрешите выйти из-за стола;
В) не выпустите из-за стола до тех пор, пока всё не съест.
2. Ребёнок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку – плюшевого медведя. Вы:
А) идёте во двор и ищите игрушку;
Б) погрустите вместе с ребёнком, так как Вам тоже жаль потерянного мишку, он был любимым другом, когда что-то теряешь, всегда грустно;
В) успокаиваете ребёнка, приговаривая, чтобы «не ревел из-за пустяков».
3. Ребёнок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Вы:
А) без слов выключаете телевизор;
Б) спросите, что нужно сейчас ребёнку, чтобы начать укладываться в кровать (может оказаться, что нужно просто сесть рядом с ним);
В) начнёте стыдить ребёнка за непослушание.
4. Ребёнок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
А) часть игрушек уберёте в недоступное место,пусть поскучает без них»;
Б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребёнка поддерживающей фразой типа: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;
В) наказываете ребёнка.
5. Вы пришли в детский сад за ребёнком, ожидаете, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти в сберкассу, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:
А) отчитываете его, показывая своё недовольство им;
Б) сообщаете, что чувствуете раздражение и досаду из-за такого поведения. А хотелось бы, чтобы (сообщаете ребёнку, чего Вы хотите сейчас от него);
В) пытаетесь сами побыстрее одеть, отвлекая его как-то от шалостей.
Результаты: подсчитывается, каких ответов больше – «а», «б» или «в»:
«а» - авторитарный стиль воспитания, когда взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.
«б» - авторитетный (или демократический) стиль воспитания, при котором воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.
«в» - индифферентный (попустительский) стиль, когда проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). В таких отношениях нет и эмоциональной связи. Это стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы – порицание и наказание.
|